Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Будущее ваших детей (профориентация)

Дата: 5 марта 2018 в 11:38, Обновлено 5 марта 2018 в 11:39
Автор: Кузина Е. Ю.

Уважаемые родители! Вот и пришло то время, когда ваш ребенок стоит на пороге выбора будущей профессии – это интересный момент жизни, и в то же время, как и любой выбор, приносящий волнения, сомнения, переживания и для ребенка, и для родителей. Ваша задача грамотно помочь ребенку в этом не простом деле, ведь выбор должен быть не только осознанным, но и соответствовать интересам и способностям ребенка.

Всем родителям хочется обеспечить благополучное будущее своим детям. Мы хотим, чтобы они получили надёжную, уважаемую, высокооплачиваемую профессию. Кроме того, у нас есть определённые представления о характере и склонностях наших детей. И мы стремимся поделиться с детьми нашим жизненным опытом, нашими представлениями о том, какой жизненный путь будет для них предпочтительнее. Кто-то из нас считает, что выбор профессии целиком зависит от самого подростка, кто-то стремится показать преимущества и недостатки той или иной работы.

Кто же несёт ответственность в таком непростом деле, как выбор будущей профессии?

Для родителей важно отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него. Помогают - потому что большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, более того, значительная часть их испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе им предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И растерянность подростка, когда ему вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе, вполне понятна. Так что вряд ли родителям стоит так уж рассчитывать на полную самостоятельность ребенка в выборе профессии: ваш повзрослевший ребенок подсознательно ждет совета от старших, даже если прямо он об этом не говорит. С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. В психологии не случайно существует термин «профессиональное самоопределение». Важно, чтобы у подростка сложилось ощущение, что сделанный им выбор профессии – это его самостоятельный выбор. Дело в том, что выбор подразумевает ответственность за его последствия. Кто выбирает, тот и отвечает. И если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то он и учится не для себя. Учёба его тяготит, он воспринимает её как скучную, тягостную обязанность. И наоборот, само ощущение, что данную профессию подросток выбрал сам, значительно стимулирует его к продвижению по пути профессионального развития.

В чем же может состоять ваша помощь и что важно учитывать:

Очень важно находить время для общения с ребенком по душам, только так вы можете узнать о его мечтах, планах, интересах. При этом, конечно, важна ваша искренняя заинтересованность. При беседе постарайтесь не навязывать свое мнение, если советуете, то предлагайте несколько вариантов. А самое главное не высмеивайте мечты ребенка, какими бы нереальными они не были. Не обижайте его подобными реакциями, ведь это первый важный самостоятельный выбор в жизни ребенка. Позвольте ему быть уверенным в себе и доверять вам.

Детям очень важен опыт своих родителей. Расскажите, как вы выбирали профессию, чем при этом руководствовались, кто вам помог.

Если вас огорчает профессиональный выбор вашего ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте категорично, это приведет только к конфликту. Действуйте конструктивно: постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор, проанализируйте последствия этого решения (ближние (через 1-2 года) и дальние (через 5-10 лет), положительные и отрицательные). Объясните ребенку, что ответственность за принятое решение будет на нем.

Если ребенок выбрал для себя какую-либо профессию, помогите ребенку проанализировать ситуацию по следующей схеме:

​ его внутренние резервы (способности, знания по предметам), внутренние помехи (что есть в ребенке такого, что может помешать осуществлению мечты: состояние здоровья, недостаточные знания, личностные особенности) и возможность преодоления этих помех, внешние благоприятные факторы (наличие поддержки в окружающем мире), внешние неблагоприятные факторы (наличие помех в окружающем мире).

​ Если старшеклассник не может определиться со своими планами, надо попытаться понять, с чем это связано. Если он только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть, и что необходимо успеть. Ребенок всегда выбирает только то, что знает, поэтому дайте ему как можно больше информации о различных профессиях, о его возможностях в жизни. Вероятно, для самоопределения ему не хватает именно этих знаний.

​ Многим подросткам трудно из-за робости и отсутствия необходимых навыков сделать какие-то конкретные действия (позвонить, посетить учебное заведение), и в этом помощь родителей может быть незаменима. Съездите с ним на день открытых дверей в разные образовательные учреждения, изучите имеющиеся у них образовательные направления.

​ Обсуждая будущую профессию, не зацикливайтесь на одном варианте, рассматривайте разные, так как наличие альтернативы может снизить напряжение и тревогу у ребенка.

​ Современные юноши и девушки при выборе профессии ориентируются на следующие факторы: престижность профессии, качества личности, присущие представителям этой профессии, принципы и нормы отношений, характерные для данного профессионального круга. Сейчас, видимо, одним из наиболее важных факторов становится материальный - возможность хорошо зарабатывать в будущем. Объясните, что это, конечно, важно, но если работа не приносит радости, то это сделает невыносимой жизнь.

​ Предложите ребенку обратиться на консультацию к психологу и пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего, познать себя - свои личностные качества, способности, склонности.

​ Помните: самая главная ценность - здоровье и благополучие ребенка. А это возможно лишь тогда, когда требования, предъявляемые к ребенку, соответствуют его способностям.

​ Ваш ребенок должен иметь право на ошибку.

Основные ошибки на пути к правильному выбору

Каждый человек обладает неповторимым букетом способностей, интересов, ценностей и целей. Каждый рождается, чтобы реализовывать свои уникальные способности на благо мира. Это путь к личному счастью и процветанию общества.

Соответственно, под правильным выбором мы подразумеваем такой выбор (в нашем случае — профессии), который позволял бы наиболее полно раскрыть и реализовать индивидуальность человека.

Но в реальности мы часто сталкиваемся с многочисленными факторами, которые сбивают нас с верного пути, уводят в сторону от проживания именно своей, а не чужой, жизни.

​ Ориентация на внешнее мнение. Это может быть мнение друзей, родителей, учителей. И даже мнение рекламы (о том, что модно, престижно, востребовано или даже сулит небывалое счастье). Иногда в этих голосах может прозвучать и зерно истины, но важно научиться слушать себя: откликается ли это во мне, подходит ли. На протяжении всей жизни таких внешних голосов встретится немало, иногда они будут даже противоречить друг другу. Поэтому умение отбирать ценное, отсеивая шум, — весьма полезное качество, которое стоит тренировать с детства. К примеру, достаточно часто ребята говорят, что хотят быть менеджерами. Но при этом они знают про эту профессию только то, что обычно пишут на рекламных плакатах, вроде «модная профессия 21-го века». Кстати, именно экономика и менеджмент являются теми областями, в которых учащиеся чаще всего разочаровываются. Впрочем, свой вклад сюда вносит не только ориентация на внешнее мнение, но и следующая ошибка.

​ Ориентация на выгоду.. Ориентация на выгоду — отличительная черта нашего времени, но она вовсе не полезная и конструктивная. Нужно понимать, что, во-первых, профессия и место работы — это не синонимы, и заработок зависит прежде всего от места работы, а не от самой по себе профессии или образования. А во-вторых, шанс зарабатывать больше появляется в той области, к которой лежит душа, когда есть искренний интерес и необходимые способности.

​ Ориентация на беззаботность. Желание получить что-то, не напрягаясь, приводит к тому, что мы выбираем путь наименьшего сопротивления. Вуз поближе к дому; факультет и специальность с наименьшим конкурсом; институт, в котором есть «свои люди» и т. п. Очевидно, что о реализации своих способностей речи не идет. А, как мы помним, именно возможность применить свои уникальные особенности для блага других ведет нас к счастью, успеху и процветанию.

Научиться осознавать влияние этих факторов — важная задача и для самого подростка, и для родителей. Это шаг на пути к более зрелому выбору. Удачи Вам и вашим детям!

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.