Проблема воспитания подрастающего поколения стара как мир. Преступность и безнадзорность среди несовершеннолетних не является новым явлением, возникшим в последние годы или десятилетия. В любом обществе были и есть молодые люди, поведение которых выходит за рамки закона. Безусловно, какие бы меры не принимало общество, искоренить такое социальное явление как преступность, невозможно. Однако, основная задача государства – свести к минимуму причины и условия, способствующие совершению человеком противоправного поступка.
Особую остроту вопросы предупреждения подростковой преступности и безнадзорности приобретают в переломные моменты истории, как это было на рубеже ХIХ – ХХ веков, когда в результате ухудшения положения низкооплачиваемых слоев населения, возросшей дифференциации доходов и расслоения деревни, а также в силу ряда других социально-экономических причин на Беларуси, как и в целом по Российской империи, резко возросла детская преступность. По статистическим данным, опубликованным «Вестником благотворительности», в конце ХIХ века из общего числа подростков совершивших преступления около 50% составляли выходцы из бедных семей; 35% - дети бродяг, нищих и проституток; 15% - из нормальных семей.
Первое исправительное заведение для несовершеннолетних правонарушителей на территории Российской империи было открыто в 1864 г. в Москве в домике, принадлежавшем Симоновскому монастырю.
Как следует из «Отчета о деятельности сыскного отделения Киевской городской полиции за 1906 год», из 220 несовершеннолетних, задержанных за совершение преступлений, 19 были «круглыми сиротами бесприютными», 85 – «полусироты бесприютные (дети домашней прислуги)», 28 – «дети нищих», 66 – «дети, бежавшие от родителей вследствие дурных наклонностей» и 20 – «дети арестантов». Кроме того, полицией были задержаны 112 несовершеннолетних «бродяг и праздношатающихся», а также 19 малолетних проституток.
Среди социальных причин подростковой преступности назывались пьянство, нищенство, бродяжничество, лень, страсть к приключениям, проституция. Основной же причиной преступности среди несовершеннолетних (как, впрочем, и сейчас) считалось «деморализующее влияние семьи».
Несовершеннолетние преступники в Российской империи в отличие от европейских стран подвергались, фактически, тем же видам наказаний, что и взрослые, а зачастую и содержались вместе.
Развитию системы оказания социальной помощи «трудным» детям способствовала разработка Закона «Об ответственности малолетних и несовершеннолетних». Основываясь на распространенном в тогдашнем обществе (абсолютно справедливом) мнении, что «зло легче предупредить, чем искоренить», он предусматривал следующие профилактические меры:«1. Просвещение. 2. Призрение бродячих бесприютных, сирот. 3. Пресечение деморализации крестьянского населения в городах. 4. Пресечение деморализации детей в семье. 5. Устранение детей из тюрем». Идя навстречу требованиям общественности, законотворцы предусмотрели изменение характера и самой процедуры суда над несовершеннолетними. VIII съезд представителей русских воспитательно-исправительных учреждений высоко оценил появление этого проекта. «Особые суды для несовершеннолетних, - говорилось в решениях съезда, - ценное средство обеспечения более полного проведения воспитательно-исправительной работы». По закону 1897 г. исправительные приюты приобретали особое значение как формально единственная мера наказания за преступления, совершенные малолетними.
Изучение положительного опыта Западной Европы и США, потребности совершенствования судопроизводства и требования общественности привели в 1908 г. к созданию в Петербурге Комиссии по внедрению в городе особого суда для несовершеннолетних. В январе 1910 г. суд для несовершеннолетних был торжественно открыт в отдельном помещении. Общество патроната и Петербургский благотворительный тюремный комитет арендовали здание под общежитие на 100 мест для подростков находящихся под судом и следствием.
В ведении суда находились дела о проступках несовершеннолетних и дела, где несовершеннолетний был объектом проступков (нанесение побоев, допущение к нищенству, разврату и т.д.). При суде состояло 5 штатных попечителей и еще 50 человек выполняли функции попечителей бесплатно. При поступлении дела в суд в их обязанности входило незамедлительный сбор сведений о ребенке, условиях его жизни и причинах проступка, участие в разборе дела и доклад судье. По сути дела еще практически сто лет назад в России была предпринята первая попытка создания ювенальной юстиции.
К 1913 г. особые детские суды открылись в Москве, Харькове и Варшаве. Делались попытки открыть их в Минске и Могилеве, но первая мировая война помешала этому. Подростков, совершивших преступления, помещали в специальные исправительные приюты.
Одной из основных проблем была малочисленность исправительных приютов и отсутствие мест в них. На практике ребенок, совершивший преступление, чаще оказывался в тюрьме. По данным за 1909 г. ¾ осужденных подростков содержались в тюрьмах. На всей огромной территории Российской империи существовало около 30 исправительных приютов, в то время как в Германии в тот период было 678 исправительно-воспитательных заведений данного типа.
Предпринимались попытки создать так называемые «особые помещения при тюрьмах или арестных домах для размещения несовершеннолетних преступников, но особого успеха они не имели. Практика далеко отстала от закона. Во всей России особые отделения для подростков имелись только в двух тюрьмах – Царскосельской и Московской. Зачастую подростки отбывали наказание вместе с взрослыми
Благодаря стараниям Витебского губернского попечительного о тюрьмах комитета удалось открыть отделение для малолетних арестантов на 37 человек в Витебском тюремном замке. В свободное от работы время (малолетние преступники трудились на тюремном огороде) священник тюремной церкви обучал арестантов грамоте и молитвам.
В обществе в то время активно пропагандировалась идея создания особых воспитательно-исправительных заведений для подростков, отмечая всего 6 – 9% рецидив у выпускников исправительных приютов и колоний по сравнению с 96% рецидива у отбывших наказание в тюрьме.
К концу ХIХ века во многих губернских городах были созданы воспитательно-исправительные приюты или колонии для несовершеннолетних, а некоторые имели общества исправительных приютов.
Первым в Беларуси было основано Могилевское общество исправительных и земледельческих колоний и приютов (1891г.). Курировало его Министерство внутренних дел. По Уставу Общество должно было содействовать «нравственному исправлению несовершеннолетних лиц обоего пола, впавших в преступление и приговоренных судом к наказанию, приучая их вместе с тем к полезному труду». Однако, первый блин оказался комом и общество очень быстро прекратило свое существование.
В 1909 году была создана и успешно действовала Могилевская исправительная земледельческо-ремесленная колония для несовершеннолетних. Число подростков находившихся там достигало 50.
Аналогичную работу с беспризорными детьми проводило в Двинске Витебской губернии Общество призрения детей лиц, заключенных под стражу и бесприютных (1893г.). 99% его средств составляли пожертвования. Приюты для детей арестантов находились рядом с тюрьмами, с тем, чтобы дети имели возможность регулярно видеться с родителями. До образования таких обществ и приютов дети арестованных жили в тех же тюремных камерах, что и родители, деля с ними не только скудный паек, но и на практике постигая жизнь и законы преступного мира.
В самом конце ХIХ века с помощью обществ земледельческих колоний и ремесленных приютов для несовершеннолетних преступников, были основаны исправительные колонии в Витебской (1896) и Виленской (1898) губерниях.
В обеих колониях проходили «нравственное исправление» несовершеннолетние с 11 до 16-18 лет, направленные туда по приговорам судов к наказанию «содержание под стражей». Исправление стремились проводить прежде всего на основе трудового воспитания и профессионального обучения. Попадали в колонии в основном за кражи и сбыт краденого (свыше 80%), но были и осужденные за более тяжелые преступления.
72% подростков отбывавших наказание в исправительно-воспитательных заведениях имели запоздалое умственное и физическое развитие, 28% - отягощенную наследственность, 50% были сиротами, 71,4% - не умели читать и писать.
Порядки в колонии были строгими, но, по мнению большинства воспитанников, справедливые. По уставу их могли подвергнуть телесным наказаниям, что применялось крайне редко (например, за кражу). Провинившихся могли лишить права работать, что автоматически приводило к потере хоть и небольшого, но все же заработка.
Лучшие получали возможность на участие в экскурсиях по городу, а с 1909 г. к ним начало применяться право досрочного освобождения. Оно весьма ценилось и давало хорошие результаты, так как «освобожденные хорошо ведут себя и не приходится видеть их снова сидящими». Патронат колония осуществляла в течение 3-х лет по выходу из нее воспитанников, оказывая им «возможное содействие в деле устройства их будущности».
Белорусские воспитательно-исправительные учреждения для несовершеннолетних, благотворительные союзы и общества, исходя из реальных условий и потребностей того времени, выработали вполне научные оперативные и превентивные меры борьбы с антиобщественными проявлениями, создали свою методику социальной работы с «трудными» детьми и подростками. Их деятельность давала стабильные положительные результаты в течение десятилетий. В Витебской, Могилевской и Виленской колониях работали лучшие педагогические кадры, был накоплен уникальный опыт, многое из которого применяется на практике и сегодня.
В послеоктябрьский период подходы к противоправному поведению несовершеннолетних со стороны государства несколько изменились.
Первая статья декрета Совнаркома РСФСР «О комиссиях для несовершеннолетних» от 14 января 1918г. так и гласила: «Суды и тюремное заключение для несовершеннолетних упраздняются» и выдвигался новый лозунг – «для детей нет суда и тюрьмы». Вместо упраздненных судов для малолетних в 1918г. были созданы комиссии по делам несовершеннолетних (КДН). Все дела о лицах обоего пола, не достигших 18-летнего возраста, замеченных в совершении общественно опасных деяний, подлежали рассмотрению на специально созданных для этих целей вышеуказанных комиссиях. В состав каждой комиссии в обязательном порядке включался врач и педагог. Основными функциями комиссий по делам несовершеннолетних являлись борьба с детскими правонарушениями посредством их профилактики, а также охрана от посягательств на права и интересы детей.
Инструкция о работе рабоче-крестьянской милиции от 1918 года обязывала ее сотрудников "пресекать правонарушения детей и подростков, оформлять протоколы о совершенных нарушениях, отсылать в помещения милицейского района заблудившихся и подкинутых детей". Вместе с тем, специальных сотрудников для выполнения указанный функций в структуре милиции в начальный период не имелось.
Государством принимались меры по организации сети учреждений для перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей. В частности, декретом ВЦИК от 16 октября 1924г. было предусмотрено, что лица в возрасте от 14 до 16 лет, приговоренные за преступления к лишению свободы в трудовых домах для несовершеннолетних, оставались в них до полного исправления, однако, не дольше достижения ими 18-летнего возраста.
Аналогичным образом шло развитие системы предупреждения преступности несовершеннолетних и в Беларуси. Так, постановлением ЦИК и СНК БССР от 23 октября 1926г. было принято «Положение об окружных комиссиях по делам несовершеннолетних». В республике комиссии также были образованы как органы медико-педагогического воздействия на несовершеннолетних правонарушителей при окружных отделах народного образования. В их состав входили педагог, врач, судья, представители комсомола и окружного отдела социального обеспечения.
Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) "О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности" от 31 мая 1935 г. обязало Главное управление рабоче-крестьянской милиции (ГУРКМ) НКВД СССР усилить борьбу против хулиганства на улицах со стороны детей и подростков. К ведению наркомата были отнесены детские приемники-распределители. С этого времени берут свое начало подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.
В период Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы Правительством и НКВД СССР был принят ряд постановлений и приказов, определивших меры борьбы с беспризорностью несовершеннолетних.
Значительная часть преступлений несовершеннолетних в военные годы имели своей причиной безнадзорность и беспризорность или тяжелое материальное положение. Поэтому потребовалось более широкое применение мер воспитательного воздействия к этому контингенту подростков. В этой связи было принято постановление СНК СССР от 15 июня 1943 г. "Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью и хулиганством".
25 декабря 1958 г. Верховный Совет СССР принял Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик, в которых были определены общие принципы и положения отечественного уголовного права. В 1959-1961г.г. во всех союзных республиках были приняты уголовные кодексы. В основу действующего законодательства в отношении подростков- правонарушителей была положена ориентация государственных органов на применение к ним, прежде всего, мер не уголовного, а воспитательного характера.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 февраля 1977 г. "Об основных обязанностях и правах инспекций по делам несовершеннолетних и специальных учебно-воспитательных учреждений по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" полномочия подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел были значительно расширены. Детские комнаты милиции были упразднены и на их базе созданы инспекции по делам несовершеннолетних (ИДН), отнесенные к структуре уголовного розыска. Одновременно из ведения аппаратов исправительно-трудовых учреждений в подчинение УУР (ОУР) МВД, ГУВД, УВД переданы приемники-распределители для несовершеннолетних.
В соответствии с приказом МВД СССР от 18 августа 1988 г. № 180 "О мерах совершенствования деятельности органов внутренних дел по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних", устанавливалось, что все заинтересованные подразделения органов внутренних дел, применяя присущие им формы и методы работы, активно участвуют в профилактике правонарушений несовершеннолетних. Им же утверждено Наставление по организации работы инспекций по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.
В Республике Беларусь, начиная с середины девяностых годов ХХ ст., ведется постоянная работа по совершенствованию законодательства, реализуется ряд долгосрочных государственных программ, направленных на улучшение социального положения детей и семьи.
Вопросы, касающиеся работы с несовершеннолетними постоянно учитываются в нормотворческой деятельности. В развитии правовой основы деятельности в указанной сфере, в совершенствовании правового регулирования первостепенное значение имеет неуклонное и правильное применение нормативных актов.
Каждый гражданин, принимающий в той или иной форме участие в охране прав и интересов несовершеннолетних, общественного порядка, должен хорошо знать свои задачи, обязанности и права, способы и средства их решения. Точное и последовательное исполнение правовых норм позволит максимально согласовать усилия должностных лиц и представителей общественности, государственных органов и общественных объединений точно соблюдать свою компетенцию; обеспечивать в конкретных ситуациях надлежащий порядок, своевременность, адекватность и достаточность воспитательных и профилактических мер, а также надежные гарантии прав и законных интересов несовершеннолетних.
Необходимость особой правовой защиты несовершеннолетних обусловлена в первую очередь их физической и умственной незрелостью, и, следовательно, вытекающей из этого потребностью в охране и заботе, обеспечении условий для нормального развития и образования. Формулируя основные принципы Декларации прав ребенка от 20 ноября 1959 г., Генеральная Ассамблея ООН исходила из того, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», подчеркивая тем самым важность данного вопроса для всех государств. Ратифицировав Конвенцию о правах ребенка 28 января 1990 г., Республика Беларусь приняла обязательства по приведению своего законодательства о правовом положении несовершеннолетних в соответствие с нормами международного права, которыми закреплены основные принципы правовой защиты несовершеннолетних во всех сферах жизни.
Основные положения о правах несовершеннолетних были закреплены в Конституции Республики Беларусь, а 19 ноября 1993 г. был принят Закон «О правах ребенка». В основу Закона положены нормы Конвенции о правах ребенка. В Конвенции, как и в Законе, прямо определен гарант прав и свобод ребенка – государство в лице его органов.
Специальным Законом, установившим основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних явился принятый 31.05.2003г. Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В связи с принятием данного Закона было разработано более десяти нормативных правовых актов касающихся вопроса предупреждения преступности несовершеннолетних.
Были внесены соответствующие изменения в Кодекс о браке и семье, а также другие нормативные акты.
Кроме того, в нашей республике реализовывается ряд целевых программ направленных на совершенствование работы по обеспечению благополучия детей и защите их прав.
Реализация государственных целевых программ, позволяет на национальном уровне определить задачи и пути комплексного решения проблем детей, нуждающихся в особой социальной защите и психолого-педагогической помощи и поддержке (детей-сирот, детей-инвалидов, детей-беженцев, детей, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС), а также меры по актуальным проблемам защиты детей в сфере охраны здоровья, выявления и устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профилактике социального сиротства, беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, развития системы социального обслуживания детей, организации летнего отдыха.
Наиболее важными государственными институтами, которые занимаются вопросами защиты прав детей, а также профилактической работой по предупреждению правонарушений со стороны несовершеннолетних, являются:
1. Национальная комиссия по правам ребенка, созданная в 1996 году, которая имеет право проверять деятельность министерств, других центральных и местных органов управления, общественных объединений по соблюдению Конвенции ООН о правах ребенка и национального законодательства, касающуюся защиты прав и интересов детей;
2. Комиссия по делам несовершеннолетних при Совете Министров Республики Беларусь (а также КДН обл-гор-райисполкомов), которая осуществляет меры, предусмотренные законодательством Республики Беларусь, по координации деятельности органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
3. Органы государственного управления образованием и учреждения образования, которые осуществляют общие меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних;
4. Органы опеки и попечительства;
5. Органы по труду и социальной защите;
6. Органы государственного управления здравоохранением;
7. Органы государственной службы занятости;
8. Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, в том числе и специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для подростков-правонарушителей;
9. Органы внутренних дел (инспекции по делам несовершеннолетних, воспитательные колонии).
В Республике Беларусь сложилась многоуровневая инфраструктура органов, занимающихся вопросами предупреждения правонарушений и преступности детей. В основе ее построения находится личность ребенка, его права и интересы. Соответственно основным назначением органов, входящих в эту инфраструктуру, является обеспечение нормального развития личности ребенка (физического, психического), правильного его воспитания с учетом интересов самого несовершеннолетнего, общества и государства, а также защита его прав и законных интересов. В зависимости от характера и степени отклонения в развитии, воспитании и поведении детей, соответствующие структуры принимают адекватные меры, направленные на исправление такого отклонения. Самый ранний этап - это выявление социального и семейного неблагополучия детей. На этом этапе работой занимаются органы социальной защиты, опеки и попечительства, здравоохранения, учреждения образования и др. При устойчивом отклоняющемся поведении в зависимости от характера и уровня криминализации такого поведения работу с детьми осуществляют комиссии по делам несовершеннолетних местных исполнительных и распорядительных органов, инспекции по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, органы Министерства образования, в том числе с использованием возможностей специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для лиц с общественно опасным поведением. При совершении преступлений детьми, задачи уголовного правосудия, наряду с названными, обеспечивают органы уголовной юстиции. В решении судьбы детей с отклоняющимся поведением принимают участие и другие государственные органы (министерства труда и социальной защиты, спорта и туризма, культуры и др.), общественные организации, структуры гражданского общества. В целом названная инфраструктура решает поставленные перед ней задачи.