Участие в исследовании PISA-2018 позволяет определить ряд задач, над которыми нам предстоит работать в ближайшей перспективе.
В декабре 2019г. в Париже были презентованы итоги исследования PISA.
В 2018 году в нем участвовали 79 стран. Из них шесть — Беларусь, Босния и Герцоговина, Бруней, Марокко, Филиппины, Саудовская Аравия и Украина — делали это впервые.
В апреле-мае 2018 года 15-летние подростки из Беларуси прошли тестирование, которое позволило оценить их читательскую, математическую и естественнонаучную грамотность. Результаты получились выше среднего общемирового значения.
По мнению директора Республиканского института контроля знаний Юрия Миксюка, все учреждения образования Беларуси показали хороший результат. Среди лидеров — ученики белорусских гимназий и лицеев: их баллы сопоставимы с баллами сверстников из Китая, Сингапура и Эстонии, которые оказались на верхних строчках рейтинга. Он отметил: «С этого момента система образования Республики Беларусь зафиксирована в системе координат мировой и ОЭСР. Хотел бы призвать нас всех проводить критику недостатков, которые мы замечаем, более конструктивно. Тот результат, который мы получили и еще проанализируем, позволит нам найти лучшее, что есть у лидеров, данное исследование поможет белорусской школе более точно определить проблемные моменты и начать их решать».
Республика Беларусь входит в группу 30 наиболее развитых стран по индексу человеческого развития по показателям в сфере образования. По показателю «Ожидаемая продолжительность обучения» Беларусь имеет значение 15,5 лет и занимает 29 место среди 189 стран, по показателю «Средняя продолжительность обучения» – 12,3 года, что соответствует 11 месту.
«Участие Республики Беларусь в международном сравнительном исследовании PISA-2018 является актуальным для нашей страны в свете совершенствования содержания и механизмов независимой оценки качества образования на всех уровнях. Результаты данного исследования позволят сверить нашу образовательную практику с лучшими мировыми наработками, применить современные международные подходы к оценке качества образования. Проведя в ближайшие месяцы глубокий научный анализ полученных результатов, мы должны принять взвешенные решения по дальнейшему развитию общего среднего образования, к обязательности которого мы запланировали перейти, включив соответствующую норму в новую редакцию Кодекса об образовании», – заявил на семинаре И.В.Карпенко.
Он отметил: «Сегодня можно констатировать, что в Республике Беларусь сформирована комплексная система оценки качества образования, включающая оценивание в классе, выпускные и вступительные экзамены, системные исследования качества образования (республиканский мониторинг), проведение республиканских контрольных работ, аттестационных экспертных процедур (лицензирование, аккредитация, аттестация учреждений образования), экспертизу и опытную проверку учебных изданий и др.
У нас в стране принято широкое понимание качества образования. Это не только высокий балл аттестата. Система образования является институтом социализации молодых людей, формирует их мировоззрение и личностное развитие. Качество образования – это прежде всего успешно устроенный в жизни человек, его мировоззренческий стержень и активная гражданская позиция. Поэтому для характеристики образовательных достижений учащихся мы используем не только уровень предметных знаний, но и такие показатели, как сформированность личностных качеств, ключевых компетенций, необходимых человеку XXI века (умение критически мыслить, способность к взаимодействию и коммуникации, творческий подход к делу), мотивация к дальнейшему образованию и т.д».
В рамках проекта «Модернизация системы образования Республики Беларусь» будет проведено расширенное изучение результатов PISA-2018. На этой основе в первой половине 2020 года будут разработаны рекомендации по совершенствованию качества образования. Эти рекомендации предстоит использовать для повышения компетентности педагогов в области применения эффективных образовательных методик и технологий, а также компетентности руководителей системы образования в сфере управления качеством образования.
Одной из важнейших задач на ближайшее будущее является формирование в республике высокопрофессионального экспертного потенциала в области оценки качества образования. Важную роль в решении этой задачи играет расширяющееся международное сотрудничество, изучение опыта различных стран, привлечение признанных международных экспертов, сотрудничество с международными организациями. Соответствующая задача сформулирована в одном из компонентов проекта «Модернизация системы образования Республики Беларусь».
«Хочу сделать еще один акцент на результатах участия в PISA-2018. Учащиеся гимназий и лицеев показали результаты на уровне своих сверстников из Китая и Сингапура. А это подтверждает правильность принятого нами решения о предоставлении возможности обычным средним школам так же, как и гимназиям, изучать отдельные учебные предметы на повышенном уровне начиная уже со второй ступени общего среднего образования. Именно предоставление равных возможностей всем без исключения учащимся (и в городской, и в сельской местности) в будущем даст положительный результат», – сказал министр.
В этом же направлении, развивая исследовательские умения учащихся, через реализацию конкретных проектов будет функционировать Национальный детский технопарк.
Таким образом, качество образования, отвечающее потребностям развития личности, общества и устойчивому развитию нашей страны, будет обеспечено через обновление научно-методического обеспечения образовательного процесса, подготовку и повышение квалификации педагогических кадров, совершенствование экспертного потенциала, грамотные управленческие решения.
По информации пресс-центра Министерства образования
Cтали известны исследования PISA – Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment, PISA), оценивающей грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике.
Исследования проходят раз в три года среди подростков в возрасте 15 лет. PISA является мониторинговой системой, позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования разных стран, и оценить эффективность стратегических решений в области образования.
Республика Беларусь впервые участвовала в тестировании PISA весной 2018 года. В исследовании PISA-2018 в нашей стране приняли участие 236 учреждений образования:
- 176 школ;
- 27 гимназий;
- 6 лицеев;
- 13 учреждений среднего специального образования;
- 14 учреждений профессионально-технического образования.
Выборка учреждений образования и учащихся, принявших участие в исследовании, осуществлялось случайным образом организацией Westat (США).
На проверку результатов ушел почти год. Оценивались знания около 6 тыс. 15-летних школьников: языковая и компьютерная грамотность, знание естественных наук.
Среди 79 стран, участвовавших в 2018 году в PISA Республика Беларусь заняла по читательской грамотности – 36 место; по математической грамотности – 38 место; по естественнонаучной грамотности – 37.
"По итогам международного исследования Беларусь имеет достойные результаты. Наши учащиеся продемонстрировали достаточно высокий уровень по всем трем направлениям исследования, показав результаты, существенно превосходящие средние общемировые показатели", - отметил заместитель министра Александр Кадлубай.
По материалам Пресс-центра Министерства образования
Беларусь впервые участвовала в исследовании уровня образования. Какие знания показали школьники
Каждые три года Международная программа оценки студентов PISA проводит тестирование ключевых знаний и навыков 15-летних школьников. Его результаты дают представление об уровне среднего образования в стране, а также динамику его развития (или регресса). В 2018 году Беларусь впервые присоединилась к программе. Сегодня, 3 декабря, в Париже были презентованы итоги этого исследования. Чья школа показала лучший результат и на каком месте оказались белорусские школьники?
<figure data-resized="1"> <figcaption>Фото: Reuters</figcaption> </figure>В 2018 году в исследовании PISA участвовали 79 стран. Из них шесть — Беларусь, Босния и Герцоговина, Бруней, Марокко, Филиппины, Саудовская Аравия и Украина — делали это впервые. Участие Беларуси стало возможным благодаря финансированию Всемирного банка.
Через тестирование, которое оценивает грамотность и умение применять свои знания на практике, в Беларуси прошли 5803 десятиклассника из 234 школ. По методике PISA, они презентуют результаты 78 333 подростков (а это 88 процентов тех белорусов, которым на тот момент было 15 лет).
В 2018 году тесты PISA оценивали знания, навыки и грамотность школьников в чтении, математике, естественных науках, а также измеряли способность применять их в реальной жизни.
<figure data-resized="1"> <figcaption>Фото: Катерина Гордеева, TUT.BY</figcaption> </figure>Всего в исследовании PISA приняло участие 600 тысяч школьников из 79 стран и экономик мира. В 2018 году им предложили пройти 2-часовой тест. Главным предметом прошлогоднего исследования стало чтение — с добавлением математики, естественных наук и так называемых глобальных компетенций — это те навыки, ценности и модели поведения, с помощью которых молодые люди могут преуспеть в современном мире.
Например, в 2003 и 2012 годах исследование фокусировалось на математике, в 2006-м и 2015-м — на естественных науках.
Какой результат белорусские школьники показали в умении ориентироваться в сложных текстах и использовать полученную информацию?
Итак, в блоке «Чтение» белорусские школьники, как и подростки из Исландии, набрали по 474 балла. Это — 35-й результат из 79 возможных. Более низкие баллы, например, набрали школьники из Израиля, Люксембурга, Турции, Словакии, Чили, Мальты, Сербии, Объединенных Арабских Эмиратов.
На первом месте в чтении оказался Китай (555 баллов), на втором — Сингапур (549 баллов), на третьем — Макао (525 баллов). Затем Гонконг (524), Эстония (523), Канада и Финляндия (по 520).
Худший результат показали школьники из Марокко, Ливана, Косово, Доминиканской республики и Филиппин.
Что у соседей? Российские школьники набрали чуть больше белорусов — 479 баллов, украинские — чуть меньше (466 баллов). У Латвии — 479 баллов, у Литвы — 477, у Польши — целых 512.
Как у белорусских школьников с математикой?
В блоке «Математика» белорусские школьники в среднем набрали 472 балла, и это 38-й результат (точно такой же — у Мальты).
Интересно, что лишь одной строчкой выше разместились школьники из США (478 баллов), ниже — Хорватия, Израиль, Турция, Греция, Кипр.
Наивысшие баллы в математике получили 15-летние подростки из Китая (591), Сингапура (569), Макао (558), Гонконга (551), Китайского Тайбэя (531). У Японии — 527 баллов, у Кореи — 526 баллов, у Эстонии — 523.
На последних местах разместились (по убыванию) Аргентина и Индонезия, Саудовская Аравия, Марокко, Косово, Панама и Филиппины, Доминиканская республика.
Что у соседей? Российские подростки получили 488 баллов, украинские — 453, польские — 516, латвийские — 496, литовские — 481.
Что с естественными науками?
В естественных науках средний балл белорусских школьников — 471. Это — 37-й результат из 79 стран.
Лучшими и в этом блоке стали школьники из Китая (590), Сингапура (551), Макао (544), Эстонии (530), Японии (529), Финляндии (522), Кореи (519).
Что у соседей?
Польша набрала 511 баллов, Латвия — 487, Литва — 482, Россия — 478, Украина — 469.