Новости проекта
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Общие сведения о проекте

Дата: 24 сентября 2018 в 14:44, Обновлено 24 сентября 2018 в 15:19

Инновационный проект «Внедрение модели формирования финансовой грамотности как одной из компетенций учащихся  посредством создания информационной образовательной медиасреды»

Сроки реализации: 2016 – 2019 годы

Руководитель инновационного проекта Абрамович Светлана Викторовна, директор Государственного учреждения образования ”Средняя школа №2 г. Березино“                

Консультант инновационного проекта Радевич Елена Владимировна, начальник Центра профессионального развития и инновационного образования Государственного  учреждения образования  “Академия последипломного образования”

Координаторы инновационного проекта Керина Галина Шеркуловна, заместитель директора по учебной работе Государственного учреждения образования ”Средняя школа №2 г. Березино“      

Бородич Ирина Михайловна, заместитель директора по идеологической и воспитательной работе Государственного учреждения образования ”Средняя школа №2 г. Березино“      

Цель: создание информационной образовательной медиасреды как необходимого условия повышения финансовой культуры участников образовательного процесса, обеспечивающее формирование базовых экономических и финансовых компетенций и их дальнейшее совершенствование.

Задачи:

1. Организовать образовательное пространство, создающее условия для повышения финансовой культуры всех участников Проекта (учащиеся – родители – учителя).

2. Обеспечить  качественную  теоретическую и практическую основу по формированию базовых экономических и финансовых компетенций учащихся и их законных представителей.

 3. Создать в школе эффективную информационную образовательную  медиасреду для формирования финансовой грамотности участников образовательного процесса.

4. Расширить  спектр форм образовательной деятельности 3-9 классов в сфере социально значимых в обществе  финансовых компетенций на основе использования современных образовательных технологий.

 5. Обеспечить  методическую поддержку педагогам  школы в реализации планов самообразования по теме Проекта, стимулировать исследовательскую деятельность; организовать консультирование специалистами в сфере реализации проекта для участников и представителей всех целевых групп.

6. Обобщить результаты инновационной деятельности, сформировать инновационный педагогический опыт  по внедрению модели формирования финансовой грамотности как одной из компетенций участников проекта  посредством создания информационной образовательной медиасреды.

7. Разработать научно-методическое, учебно-методическое обеспечение и психолого-педагогическое сопровождение проекта, внедрение научно-обоснованных, инновационных педагогических технологий.

Система финансовой компетентности учащихся школьного возраста разделена на 9 предметных областей финансовой грамотности,  выделенных по принципу MECE (Mutually Exclusive Collectively Exhaustive - взаимно исключающая совместно исчерпывающая):

  1. Доходы и расходы.
  2. Финансовое планирование и бюджет.
  3. Личные сбережения.
  4. Кредитование.
  5. Инвестирование.
  6. Страхование.
  7. Риски и финансовая безопасность.
  8. Защита прав потребителей.
  9. Общие знания экономики и азы финансовой арифметики.

В свою очередь, каждая из областей финансовой грамотности разделена на три составляющих:

  • Знание и понимание - подразумевает набор знаний потребителя о финансовых продуктах и концепциях, а также способность получать, понимать и оценивать существенную информацию, необходимую для принятия решений.
  • Умения и поведение - включающие компетенции, связанные с умениями и навыками финансового поведения, способности к принятию финансового риска, а также умением предпринимать другие эффективные действия,  для улучшения собственного финансового благосостояния.
  • Личные характеристики и установки - содержащие основные характеристики потребителя, связанные с общим отношением к личным финансам, возможностью делать ответственный выбор и принимать финансовые решения.

При работе по проекту на уроках, информационных часах, классных часах и родительских собраниях  будут формироваться следующие финансовые компетенции, которые помогут учащимся и их законным представителям стать успешнее:

Предметные области финансовой грамотности

Компоненты финансовой грамотности

Компетенции финансовой грамотности

Базовый уровень

Повышенный уровень

Доходы и расходы

Знание и

понимание

Понимать, что такое личный доход и знать пути его повышения.

Понимать, что такое личные расходы, знать общие принципы управления расходами.

Понимать различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды.

Понимать влияние образования на последующую карьеру.

Знать общий доход семьи и его источники, понимать пути повышения дохода.

Понимать, какими налогами облагаются доходы (подоходный налог, отчисления на пенсию и т.п.).

Понимать, что такое заработная плата и знать различные виды оплаты труда

Понимать последствия безработицы.

Умения и

поведение

Уметь различать регулярные и нерегулярные источники дохода.

Уметь давать финансовую оценку расходам на различные  потребности и желания.

Уметь оценить свои ежемесячные расходы.

Уметь различать зарплату до уплаты подоходного налога и зарплату после уплаты подоходного налога

Уметь контролировать  спонтанные покупки, не выходить за рамки бюджета.

Уметь выбирать товар или услугу в соответствии с реальными финансовыми возможностями.

Личные

характеристики и установки

Осознавать важность  образования, которое обеспечит доходы.

Осознавать разницу между базовыми потребностями и желаниями.

Осознавать необходимость ограничивать свои желания и выбирать товар или услугу в соответствии с реальными финансовыми возможностями.

Брать ответственность за финансовые решения, осознавать последствия этих решений.

Финансовое планирование и бюджет

Знание и

понимание

Понимать необходимость вести учет доходов и расходов

Понимать, что решения о покупках могут быть приняты под влиянием рекламы и давлением окружения.

Иметь общее представление о налогах.

Понимать необходимость планирования доходов и расходов.

Умения и

поведение

Знать обязательные ежемесячные траты и актуальные потребности на данный момент.

Уметь вести запись доходов и расходов.

Уметь различать краткосрочные и долгосрочные потребности и определять приоритетные траты.

Уметь составлять личный бюджет.

Личные

характеристики установки

Осознавать необходимости учета и планирования своих доходов и расходов.

Осознавать разницу между потребностями и желаниями и соизмерять финансовые возможности и потребности.

Личные сбережения

Знание и

понимание

Понимать необходимость аккумулировать сбережения для будущих трат.

Понимать принцип хранения денег на банковском счете.

Осознавать, что сбережения могут приносить доход.

Понимать необходимость пенсионных сбережений.

Осознавать риски, связанные с хранением сбережений в наличной форме.

Знать о существовании государственной системы страхования вкладов.

Иметь общее представление о различных способах сбережения.

Умения и

поведение

Уметь откладывать деньги на определенные цели.

Уметь различать депозит (срочный вклад) и текущий счет.

Уметь различать товары и услуги, которые не могут быть приобретены на регулярный доход.

Уметь читать и проверять банковскую выписку.

Уметь пользоваться сберегательной книжкой или дебетовой картой, читать и понимать договор банковского обслуживания по вкладу.

Личные

характеристики и установки

Осознавать важность сбережений.

Иметь финансовые цели и мотивацию к их достижению.

Осознавать влияние сбережений на финансовую безопасность и стабильность.

Кредитование

Знание и

понимание

Понимать, что такое кредит и почему кредит дается под проценты.

Понимать основные принципы кредитования.

Понимать различия между дебетовой и кредитной картой.

Знать различные виды кредитов и понимать различия в процентной ставке.

Знать выгоды и риски, связанные с разными способами кредитования.

Знать, что такое полная стоимость кредита.

Знать особенности ипотечного кредитования.

Знать, что такое кредитная история и как она может повлиять на решения банков о выдаче кредита в будущем

Умения и

поведение

Уметь выделять плюсы и минусы использования кредита.

Уметь оценивать материальные возможности возврата кредита.

Уметь выделять важную информацию в кредитном договоре.

Личные

характеристики и установки

Осознавать мотивы и цели (необходимость) получения кредита.

Осознавать персональную склонность к рискованному поведению.

Осознавать ответственность за выплату кредита.

Инвестирование

Знание и

понимание

Понимать, что такое инвестирование, в чем его отличие от сбережения и кредитования.

Знать основное правило инвестирования: чем выше доходность, темы выше риск.

Понимать, что  инвестиционные риски выше, чем риски по банковским вкладам.

Понимать, что инвестиционные компании не могут гарантировать какую-либо доходность на инвестиции.

Умения и

поведение

Уметь сравнивать доходность различных инвестиционных продуктов.

Уметь оценивать степень риска конкретного инвестиционного продукта.

Личные

характеристики и установки

Осознавать, что деньги должны работать.

Осознавать инвестиции как механизм долгосрочных сбережений.

Страхование

Знание и

понимание

Понимать основные задачи и принципы страхования.

Знать различные виды страховых продуктов.

Знать условия страховых выплат в случае наступления страхового случая.

Умения и

поведение

Уметь различить какая именно страховка требуется в той или иной жизненной ситуации.

Уметь сравнивать различные виды страховых продуктов и делать выбор на основе жизненных целей и обстоятельств, событий жизненного цикла.

Личные

характеристики и установки

Осознавать необходимость использования страховых продуктов в различных сферах жизни.

Осознавать необходимость добровольного страхования в различных сферах жизни.

Риски и финансовая безопасность

Знание и

понимание

Понимать, что такое финансовый риск.

Понимать необходимость иметь финансовую подушку безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций.

Знать, что такое финансовые риски, какими они бывают, и что все финансовые инструменты связаны с рисками.

Знать о возможностях финансового мошенничества и что нужно делать, чтобы не стать жертвой мошенников.

Умения и

 поведение

Уметь защитить личную информацию, в т.ч. в сети Интернет.

Уметь оценивать степень финансового риска продуктов и услуг.

Обладать навыками технологической безопасности, в т.ч. пользования пластиковой картой, банкоматом, платежами через интернет и т.д.

Личные

характеристики и установки

Быть способным  реально оценивать свои возможности.

Осознавать, что деньги необходимо хранить в безопасном месте.

Развивать критическое мышление по отношению к рекламе финансовых продуктов и услуг.

Осознание последствий рискованного поведения.

Защита прав потребителей

Знание и

понимание

Знать, что потребитель имеет право на получение качественных услуг.

Понимать, что у потребителя есть как обязанности, так и права.

Знать права и обязанности потребителей продуктов и услуг, в т.ч. финансовых

Знать, куда обращаться с жалобой на нарушение прав потребителей

Умения и

поведение

Уметь находить информацию о продукте и осознавать назначение этой информации.

Уметь составить жалобу на нарушение прав потребителей.

Уметь разбираться в счетах и платежных документах, в т.ч. чеках, коммунальных платежах и т.д.

Личные

характеристики и установки

Осознавать, что права потребителя защищены.

Проявлять активность в отстаивании своих прав потребителя.

Общие знания экономики и азы финансовой арифметики

Знание и

 понимание

Знать типы основных финансовых организаций.

Понимать, что наличные деньги - не единственная форма оплаты товаров и услуг.

Знать о некоторых официальных финансовых документах (например, о выписке с банковского счета), услугах банкомата, кредитных картах, ваучерах и др.

Знать, что процентные ставки и обменные курсы могут изменяться во времени.

Знать экономическую обстановку в стране и понимать ее влияние на личное благосостояние.

Понимать, что такое инфляция.

Умения и

поведение

Уметь различать типы денег (наличные, пластиковые карты, чеки, купоны и т.д.).

Уметь считать наличные деньги (купюры и монеты).

Уметь правильно сосчитать сдачу.

Уметь отличать рекламу от информации о продукте или услуге.

Уметь различать российские деньги и иностранную валюту.

Уметь переводить стоимость валюты с помощью курсов.

Уметь считать простые и сложные проценты в приложении к сбережениям и кредитам.

Быть способным проверять выписки с банковского счета, счета за коммунальные услуги и другие документы.

Уметь сравнивать абсолютные и относительные величины в экономике.

Личные

характеристики и установки

Быть мотивированным на улучшение своего материального положения.

Проявлять активность и инициативу в поиске информации и ее обновлении.

Обладать мотивацией повышать свою финансовую грамотность.

Развивать аналитическое мышление по отношению к влиянию экономической ситуации на личные финансы.

Осознавать ответственность за собственные финансовые решения.

Использование на занятиях элементов медиаобразования даст ощутимый дидактиче­ский эффект в плане мотивации, систематиза­ции и углубления знаний учащихся, развития их речи, памяти, мышления, творческих и ком­муникативных способностей, то есть выработки необходимых компетенций. Медиаобразовательные цели, поставленные препо­давателем в ходе учебного процесса, расширят практическую направленность обучения.  

 Структура и содержание внедряемой инновационной модели по формированию финансовой грамотности посредством создания информационной образовательной медиасреды

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.