УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра образования
Республики Беларусь
______________В.В.Якжик
2012
Инструктивно-методическое письмо
об организации классного
руководства и работы куратора
учебной группы в учреждениях образования
1. Классный руководитель класса учреждения общего среднего образования (далее - классный руководитель), куратор учебной группы учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования (далее - куратор) назначаются приказом руководителя учреждения образования из работников на период обучения учащихся в учреждении общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования (далее - обучающиеся).
2. В своей работе классный руководитель и кураторруководствуются Кодексом Республики Беларусь об образовании,Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи вРеспублике Беларусь, постановлением Министерства образованияРеспублики Беларусь от 20 декабря 2011 г. № 283 «Аб зацвярджэнні палажэння аб установе агульнай сярэдняй адукацыі», постановлениями Министерства образования Республики Беларусь от 22 июля 2011г. № 106 «О некоторых вопросах среднего специального образования», от 5 августа 2011г. №216 «О некоторых вопросах профессионально-технического образования», уставом учреждения образования, а также иными законодательными актами Республики Беларусь.
3. Основные направления идеологической и воспитательной работы определены в Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011-2015 гг,, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24 июня 2011г. №16, методических рекомендациях Министерства образования Республики Беларусь по вопросам организации воспитательного процесса в учреждениях образования, размещенных на сайте Министерства образования Республики Беларусь и публикуемых ежегодно в сборнике нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь.
4. Приказом руководителя учреждения образования утверждаютсяфункциональные обязанности классного руководителя или куратора учебной группы.
5. Работу классного руководителя и куратора по осуществлениювоспитательного процесса, вопросам воспитания в классе и учебной группе координируют заместители руководителя учреждения образования.
6. Классный руководитель и куратор в процессе opганизацииидеологической и воспитательной работы с обучающимисявзаимодействуют с педагогическими работниками, медицинскимиработниками, руководителями первичных организаций общественныхобъединений, другими заинтересованными, а также родителей (законными представителями) обучающихся.
7. Основными требованиями к работе классного руководителя и куратора являются профессиональная компетентность, личностная готовность к осуществлению идеологической и воспитательной работы, гражданственность, высокая нравственная и политическая культура, ответственность и коммуникабельность.
8. Организационно-воспитательная работа, проводимая класснымруководителем и куратором в классе и учебной группе, осуществляется за пределами времени, отводимого на проведение учебных занятий, всоответствии с планами идеологической и воспитательной работы ивключает: индивидуальную и групповую воспитательную работу собучающимися; культурно-массовую работу; организацию мероприятийшестого школьного дня; пропаганду здорового образа жизни;организацию общественно-полезной деятельности; трудовое воспитание и профориентацию; профилактику противоправного поведения обучающихся; работу с родителями и др.
9. Классный руководитель и куратор обязаны:
9.1. изучать качество воспитания в классе и учебной группе; индивидуально-личностные особенности каждого обучающегося с целью совершенствования воспитательного процесса;
9.2. осуществлять в классе и учебной группе идеологическую ивоспитательную работу на основе государственной идеологии с учетоминдивидуальных и возрастных особенностей, склонностей, интересов ипотребностей обучающихся, специфики учреждения образования и
социокультурной среды;
9.3. проводить еженедельно информационные часы с цельюсвоевременного ознакомления обучающихся с социально-экономической, общественно-политической и культурной жизнью
страны по тематике, утвержденной заместителем руководителя,отвечающего за организацию идеологической и воспитательной работы;
9.4. проводить еженедельно классный и кураторский чаc позапланированной тематике, а также не реже одного раза в месяц по вопросам дисциплинарной ответственности, результатам учебной деятельности обучающихся, участия в общественно полезном труде, культурной и общественной жизни класса и учебной группы учреждения образования;
9.5. осуществлять контроль за состоянием успеваемости, учебной дисциплины и посещаемости учебных занятий обучающимися, постоянно информировать родителей (законных представителей) об успеваемости, случаях нарушений дисциплины и пропусков учебных занятий по неуважительным причинам с целью повышения ответственности родителей (законных представителей) за результаты «бучения и воспитания обучающихся;
9.6. способствовать созданию условий для успешной учебной деятельности обучающихся, укрепления дисциплины в ходе образовательного процесса, развития умений и навыков самостоятельной учебной работы, адаптации в учреждении образования;
9.7. способствовать созданию в классе или учебной группе, учреждении образования здоровьесберегающего пространства, сохранению и укреплению физического и психического здоровья обучающихся;
9.8. совместно с социально педагогической и психологической1 службой учреждения образования изучать особенности семейного воспитания обучающихся, выявлять обучающихся, находящихся в социально опасном положении, проводить работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, поддержке
несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении,правовому просвещению обучающихся, профилактике противоправногоповедения;
9.9. оказывать педагогическую поддержку органам ученического(студенческого) самоуправления, первичным организациямобщественных объединений «Белорусская республиканская пионерскаяорганизация», «Белорусский республиканский союз молодежи», другимдетским и молодежным общественным объединениям, деятельность которых не противоречит законодательству Республики Беларусь;
9.10. развивать традиции учреждения образования, содействовать обеспечению соблюдения правил внутреннего распорядка, защиты прав и законных интересов обучающихся;
9.11. содействовать вторичной занятости обучающихся, их творческой, культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной деятельности, участию в работе объединений по интересам, деятельности органов ученического самоуправления;
9.12. осуществлять организацию воспитательного процесса в классе и учебной группе во внеучебное время, шестой школьный день и каникулярный период;
9.13. способствовать формированию сплоченного классного коллектива, основанного на принципах уважения и доброжелательного отношения к каждому обучающемуся независимо от материального положения и социального статуса его родителей;
9.14. содействовать организации питания и медицинского обслуживания обучающихся в соответствии с установленными требованиями;
9.15. соблюдать установленные требования по охране труда и созданию безопасных условий для здоровья и жизни обучающихся;
9.16. повышать квалификацию и постоянно совершенствовать своепрофессиональное мастерство.
10. Классный руководитель и куратор имеют право:
10.1. выбирать педагогически обоснованные формы, методы, пути и средства воспитательной деятельности в классе и учебной группе на основе государственной идеологии с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, интересов, склонностей и ценностных ориентации обучающихся;
10.2. вести педагогические наблюдения за обучающимися (в том числе и во время учебных занятий, экзаменов и иных мероприятий, проводимых в учреждении образования), изучать условия семейного воспитания;
10.3. вносить на рассмотрение руководителя учреждения образования, совета учреждения образования, педагогического совета и учебно-методического объединения классных руководителей и кураторов предложения по совершенствованию образовательного процесса;
10.4. вносить предложения по поощрению обучающихся и их законных представителей, а также предложения по привлечению обучающихся к дисциплинарной ответственности за нарушение устава и правил внутреннего распорядка учреждения образования;
10.5. рекомендовать кандидатуры обучающихся в органы ученического (студенческого) самоуправления;
10.6. участвовать в обсуждении вопросов и принятии решений, касающихся жизнедеятельности обучающихся класса и учебной группы;
10.7. получать со стороны руководителя, его заместителей, структурных подразделений учреждения образования организационную, методическую помощь по вопросам воспитания; участвовать в семинарах, конференциях и иных мероприятиях по вопросам идеологической, воспитательной работы и государственной молодежной политики;
10.8. участвовать в проведении конкурсов педагогических работников учреждений образования, имеющих высокие достижения в воспитательной работе.
11. Заместитель руководителя, отвечающий за организацию воспитательной (идеологической) работы в учреждении образования, непосредственно координирует и направляет деятельность классных руководителей и кураторов, оказывает им организационную и методическую помощь, а также осуществляет контроль за качественной организацией воспитательного процесса в классе и учебной группе.
12. Классный руководитель и куратор планирует воспитательную работу с обучающимися с учетом специфики и особенностей класса и учебной группы на основе плана идеологической и воспитательной работы учреждения образования на учебный год. Планирование включает в себя разработку планов идеологической и воспитательной работы класса на учебный год (четверть), учебной группы - на учебный год и на месяц. Примерная структурная модель ведения документации, регламентирующая организацию воспитательного процесса в учреждении общего среднего образования, размещена в сборнике нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь №6,2012.
13. Фактическое выполнение организационно-воспитательной работы отражается учителем (преподавателем) в классном журнале или журнале куратора учебной группы.
14. Классный руководитель и куратор участвуют в работе учебно-методического объединения классных руководителей и кураторовучреждения образования, которое создается с целью оказанияметодической и практической помощи в организации и проведенииидеологической и воспитательной работы, повышенияпрофессионального мастерства, обобщения и распространения лучшего опыта работы классных руководителей и кураторов.