Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Психологические аспекты оценочной деятельности учителя

Дата: 11 марта 2017 в 10:53
Автор: Кузина Е. Ю.

Травмирующее влияние оценки.

Один известный педагог писал: "Я пришел к ужасному выводу, что я как учитель являюсь главной фигурой в классе. Своим личным поведением я формирую климат в наших отношениях. Всё зависит от моего повседневного настроения. Я, учитель, обладаю громадной властью над детьми, я могу сделать жизнь каждого из них несчастной или, наоборот, радостной. Я могу быть орудием пытки или источником вдохновения".

Главным недостатком существующей системы оценок и отметок, с точки зрения психолога, - это их возможное травмирующее влияние на ребенка. Педагогам хорошо известна напряженная тишина в классе при объявлении отметок, тоскливое перелистывание тетрадей в поисках полученных баллов. Всем педагогам приходилось наблюдать и ту реакцию, которую вызывают отметки у детей: от нескрываемой радости до слез.

Значимость влияния оценки и отметки на развитие личности ребенка.

Система требований к педагогической оценке.

Оценка учителя должна быть:

  • объективной – непредвзятой, беспристрастной; в педагогической оценке не должны содержаться субъективные мнения учителя о конкретном ребенке;
  • адекватной – соответствовать реальным показателям конечного результата – количественным и качественным, а также вложенным в его достижение усилиям;
  • мотивированной – содержащей четкое обоснование того, почему она выражена тем или иным баллом; для этого учитель должен прибегнуть к доводам, доказательствам, обоснованию и убеждению, показателям того, что оценка убедительно выступает фактом совпадения оценки педагога с самооценкой ученика;
  • критической – содержащей указания на определенные недостатки в работе, ориентирующей ученика на эталоны, образец; воспитывающей чувство неудовлетворенности;
  • стимулирующей – побуждающей к продвижению вперед, к намеченной перспективе, содержащей оптимистическое начало;
  • дифференцированной – состоящей из отдельных частных оценок, содержащих в себе четкие указания;
  • заинтересованной – выражающей интерес к личности ребенка, радость по поводу его успехов, веру в его возможности;
  • выразительной – показывающей искренность мнения педагога, убеждающей школьника как в значимости оценки, так и в получении результатов;
  • понятной – четкой и просто сформулированной, доступной пониманию ребенка, без иносказаний и заумностей;
  • уважительной – вежливой, не оскорбляющей чувство собственного достоинства ребенка, признающей его права на собственные ошибки.

Почему же отметка и оценка так важны в жизни ребенка? Прежде всего потому, что она тесным образом связана с такими психологическими характеристиками как:

  • самооценка,
  • мотивация достижения,
  • тревожность,
  • эмоциональной комфорт,
  • взаимоотношения с окружающими,
  • творчество.

Остановлюсь на этом подробнее.

1. Психологами давно доказано, что успешно действует и достигает результатов человек, у которого сформирована адекватная высокая самооценка своей личности и менее успешны в жизни, как правило, люди с низкой самооценкой. Мнение педагога о ребенке формирует его самовосприятие. Каждый сниженный балл уменьшает в глазах ребенка его собственную ценность. Не отделяя себя от продукта своей деятельности, ребенок видит утверждение в сниженной оценке, что он плохой. И тут включаются механизмы психологической защиты: если человек не успешен в одной области, то он будет искать успеха в другой, иногда не самой лучшей (дворовые компании и т. д.). И, наоборот, при высоких отметках ребенок ощущает себя способным, любимым - тем самым формируется высокая самооценка.

2. Оценочная деятельность педагога также может оказывать воздействие и на мотивацию достижения. Мотивация достижения - это стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей.

Идя в школу трепетным первоклассником, каждый ребенок видит себя отличником и по началу искренне стремится им стать. Однако если учитель - сторонник строгости при выставлении отметок, уже в младших классах школьник понимает, что у него ничего не получилось, некоторое время горюет … и решает махнуть рукой. У такого ребенка потребность в достижении цели не сформируется, т. к. достигать чего - то любой человек стремиться только при положительной оценке своей деятельности.

3. Школьная тревожность, которую психологи часто выявляют у учеников, также напрямую связана с оцениванием и отметками. Причем тревожен может быть и отличник и двоечник. Ребенок может бояться не соответствовать ожиданиям окружающих, иногда возникает страх самовыражения, страх перед конкретным учителем, с именем которого связан негативный опыт. Как показывают исследования, самый большой страх в школе - это страх проверки знаний.

4. Огромное влияние оказывает оценивание на развитие творческих способностей ребенка. Очень часто ребенок мыслящий нестандартно сталкивается в школе с непониманием: "Тебе что, больше всех надо", - говорят ему одноклассники; "Ты делаешь не так, как все и не так, как я требую" - говорит учитель. Результат, отличающийся от стандарта, далеко не всегда заслуживает высокой оценки. Естественно, скоро ученику становится понятно, что процесс хорош, если он приводит к получению хорошей отметки. Тем самым закладываются основы стиля поведения, при котором главное - цель, а средства ее достижения второстепенны, причём стандартные - лучше. Смена внутренней мотивации на внешнюю происходит очень быстро. Может быть внешняя мотивация не так уж и плоха, если приводит к повышению образовательного уровня? Но нельзя образовывать не воспитывая. Ведь заложенная в школе мотивация основной деятельности определяет качество всей последующей жизни. От этой мотивации зависит, будет ли человек делать свою работу только за зарплату или, исходя из внутренней мотивации, раскроется в полную силу своих возможностей (см. тест "Направленность на отметку", "Направленность на приобретение знаний").

5. И, наконец, значительное влияние оказывает оценивание на взаимоотношения детей с окружающими. Отметки могут быть и причиной высокого и низкого авторитета среди сверстников, источником конфликта и в самом страшном проявлении отметка может быть причиной суицида.

Коммуникативный фактор оценки и отметки очень важен. О чём спрашивает родитель свое чадо, вернувшееся из школы? - об отметках. О чем больше всего говорит учитель, сообщая результаты проверенных работ? - об отметках. Что большую часть времени обсуждают педагоги? - отметки.

Отметки превратились в некий язык, понятный всем. Там, где от них отказались, родители часто жалуются, что им трудно понять требования педагога и представить себе уровень достижения ребенка. Казалось бы, в качестве средства коммуникации отметка имеет немало положительных качеств. С другой стороны, такое упрощение грозит потерей основного смысла общения родителей и педагога, предполагающего взаимопомощь в воспитании ребенка.

Исходя из вышесказанного, хотелось бы подчеркнуть, что в ваших руках, в руках учителя великая сила, которая может двигать вперед развитие ребенка, заставить его верить в свои силы, а может и уничтожить.

 Поэтому особую важность приобретает психологический аспект оценивания.

Психологические аспекты оценивания.

Может возникнуть вопрос, что же теперь вообще плохих отметок не ставить? Нет, ставить иногда надо, но отметки и оценки должны быть объективны.

Существует ряд психологических факторов, которые могут повлиять на объективность оценивания:

А) При оценивании свою роль может сыграть негативная установка. Представьте себе такую ситуацию: к вам приходит новый ученик, его бывший учитель рассказывает вам о нем предварительно, как о лентяе, глупце. И при оценивании ребенка вы можете невольно опираться на эту оценку личности ребенка, что может найти отражение в отметках.

Б) Существует так называемый "эффект ореола". Например, ребенок несимпатичный внешне, неопрятный, из неблагополучной среды может в нашем сознании связаться с образом ученика неспособного.

Для того чтобы ребенок даже отрицательную отметку воспринял как справедливую, необидную можно использовать простые правила:

  • при оценивании сначала человеку говорится хорошее, то положительное, что есть в его деятельности. Затем преподносится критика в очень тактичной форме, не затрагивая личность (нельзя говорить: "Ты глупый, ты лентяй"). Оценивается только действие, а не личность: не "Ты лентяй", а "Ты поленился" (Чувствуете разницу?) Здесь имеет смысл объяснить, почему именно такая отметка поставлена. И далее следует показать ребенку перспективу, т. е. что надо делать, чтобы результат улучшить и обязательно выразить веру в силы ребенка: "У тебя обязательно получится", "Я верю в тебя" - такие слава педагога способны совершить переворот в душе ученика.
  • Хвалите! Похвала должна возникать спонтанно, ее не стоит планировать. Похвала должна быть заслуженна. Похвала должна быть точно адресованной. Благодарность получить всегда приятнее, если она адресована не в общую массу, а тебе одному теплыми словами. Обращайтесь к самолюбию. Нет людей, согласных ходить всю жизнь в неудачниках. Заставьте ученика произнести: "И я не хуже других!"
  • Извлекайте максимум стимулов из ошибок: "Прекрасная ошибка! Твое мнение не совсем правильно, но дает пищу для размышлений". Необходимо помнить, что любой человек имеет право на ошибку.
  • Есть еще одно психологическое правило, которое должно стать законом для любого учителя: ребенок сравнивается только с самим собой, а не с другими детьми.
  • Стрессовой ситуацией для детей являются контрольные работы. Травмирующее влияние можно уменьшить. Важен психологический настрой на работу. Для этого иногда достаточно улыбнуться, встречая детей у дверей класса, тепло поприветствовать, выразить веру в их силы. Во время контрольной работы учитель может подойти к ученику, который испытывает затруднение (степень помощи фиксируется учителем), иногда можно дать дополнительное время на работу (особенно касается учеников-флегматиков).Каждая работа должна завершаться самопроверкой. Самостоятельно найденные и исправленные ошибки не являются поводом для снижения отметки.

Когда нельзя ставить отрицательные отметки:

  • нельзя наказывать отметкой (ставится "2" за плохое поведение);
  • если мы знаем, что у ребенка в данный момент сложная жизненная ситуация, которая сама по себе травмирующая, то относится к отметкам надо предельно осторожно, чтобы не спровоцировать суицид или неблагоприятную спонтанную реакцию;
  • если отметка спорная, то ставим в пользу ребенка.

Способы преодоления недостатков отметки

Г. Ксендзова, доктор педагогических наук отмечает роль самооценивания: самооценка изменяется на разных этапах обучения. Проще ее проводить на этапе повторения или закрепления изученного материала в конце урока.

Приемы самооценки

Интересные приемы самооценки используют в своей работе учителя г. Твери (школа №50), работающие по системе развивающего обучения Эльконина - Давыдова. После решения любой учебной задачи они предлагают ученику на полях в небольшой табличке отметить символом в соответствующей графе его мнение о качестве выполненного задания и его оформлении. После проверки такую же работу проделывает учитель. Если он согласен с мнением ученика, то обводит красным кружком его отметку, если же не согласен - ставит свою (ниже или выше по шкале). В случае больших разногласий возникает необходимость обсудить правильность отметок.

Альтернативная форма оценки - учебное портфолио.

Одной из популярных в настоящее время альтернативных форм оценки является учебное портфолио (распространены в школах США).

Отдельные авторы характеризуют учебные портфолио как:

  • коллекцию работ учащегося, всесторонне демонстрирующего не только его учебные результаты, но и усилия приложенные к их достижению;
  • выставку учебных достижений учащихся по данному предмету за данный период времени (четверть, полугодие, год - на выбор).

Основной смысл учебного портфолио - "показать все, на что ты способен".

Педагогическая философия учебного портфолио как формы оценки предполагает:

  • смещение оценки с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и предмету;
  • интеграцию количественной и качественной оценок;
  • перенос педагогического ударения с оценки на самооценку.

Что включается в учебное портфолио?

Если это, например, обучение информатике, то в учебное портфолио могут быть включены:

- рисунки, сделанные на компьютере;

- самостоятельно разработанные программы с демонстрацией на научно          практической конференции;

- реферат по теме и его защита;

-  собственные презентации и сайты;

-  выпуск школьной газеты;

-  копии статей, научных работ по интересующей теме;

-  нестандартное, более рациональное решение задачи;

-  задачи, составленные самим учеником;

-  дипломы, награды и т. п.

Каждый элемент портфолио датируется.

Три обязательных элемента:

  1. Сопроводительное письмо "владельца" с описанием цели и краткого содержания.
  2. Содержание портфолио.
  3. Самоанализ и взгляд на будущее.

Как оценивается учебное портфолио?

Самый высокий уровень (отлично) - портфолио характеризуется всесторонностью, свидетельствует о больших приложенных усилиях и очевидном прогрессе учащегося, творческом отношении к предмету.

Высокий уровень (хорошо) - портфолио демонстрирует солидные знания и умения, но в нем может быть не значительно выражен элемент творчества и оригинальность.

Средний уровень (удовлетворительно) - элемент творчества отсутствует, не продемонстрированы прикладные умения.

Слабый уровень - неинформационный портфолио, по которому трудно сформировать общее представление о способностях учащегося (отрывочные задания из разных категорий, не полностью выполненные задания, невозможно определить процесс в обучении и уровень сформированности знаний).

Методика «Направленность на отметку»

(методика предложена Е.П. Ильиным и Н.А.Курдюковой)

Инструкция:

Дается ряд вопросов. Ответьте на них, поставив в соответствующей ячейке знаки "+" ("да") или "- " ("нет")

Тест опросника Вопросы:   Да / Нет

1. Помнишь ли ты, когда получил первую в жизни двойку?              

2. Беспокоит ли тебя, что твои отметки несколько хуже, чем у других учеников класса?              

3. Бывает ли, что перед контрольной работой сердце у тебя начинает учащенно биться?           

4. Краснеешь ли ты при объявлении тебе плохой отметки?                

5. Если в конце недели ты получил плохую отметку, у тебя в выходной день плохое настроение?                 

6. Если тебя долго не вызывают, это тебя заботит?          

7. Волнует ли тебя реакция сверстников на полученную тобой отметку?   

8.После получения хорошей отметки, готовишься ли ты к следующему уроку как следует, хотя знаешь что все равно скоро не спросят?          

9. Тревожит ли тебя ожидание опроса?          

10. Было ли тебе интересно учиться, если бы отметок вообще не было?      

11. Захочешь ли ты, чтобы тебя спросили, если будешь знать, что отметку за ответ не поставят?            

12. После получения отметки на уроке ты продолжаешь активно работать?      

Обработка результатов:

Начисляется по 1 баллу за ответы "да" на вопросы по позициям 1-9 и за ответы "нет" - по позициям 10-12. Подсчитывается общая сумма баллов.

Выводы:

Чем больше набрана сумма баллов, тем в большей степени у учащегося выражена направленность на отметку.

Сопоставление баллов по этой методике и методике " Направленность на приобретение знаний" показывает преобладание той или иной тенденции у данного ученика: на знания или на отметку.

Методика «Направленность на приобретение знаний»

(методика предложена Е.П. Ильиным и Н.А.Курдюковой)

Инструкция:

Дается ряд утверждений-вопросов с парными ответами. Из двух ответов нужно выбрать один и рядом с позицией вопроса написать букву (а или б), соответствующую выбранному ответу.

Текст опросника

1. Получив плохую отметку, ты, придя домой:

а)сразу садишься за уроки, повторяя и то, что плохо ответил;

б) садишься смотреть телевизор или играть на компьютере, думая, что урок по этому предмету будет ещё через день.

2. После получения хорошей отметки ты:

а) продолжаешь добросовестно готовиться к следующему уроку;

б) не готовишься тщательно, так как знаешь, что все равно не спросят.

3. Бывает ли, что ты остаешься недоволен ответом, а не отметкой:

а) да; б) нет.

4. Что для тебя учеба:

а) познание нового;

б) обременительное занятие.

5. Зависят ли твои отметки от тщательности подготовки к уроку:

а) да; б) нет.

6. Анализируешь ли ты после получения низкой отметки, что ты сделал неправильно:

 а) да; б) нет.

7. Зависит ли твое желание готовить домашнее задание от того, выставляют ли за него отметки:

а) да; б) нет.

8. Легко ли ты втягиваешься в учебу после каникул:

а) да; б) нет.

9. Жалеешь ли ты, что не бывает уроков из-за болезни учителя:

 а) да; б) нет.

10. Когда ты перейдя в следующий класс, получаешь новые учебники, тебя интересует, о чем в них идет речь:

а) да; б) нет.

11. Что по- твоему лучше - учиться или болеть:

 а) учиться; б) болеть.

12. Что для тебя важнее - отметки или знания:

а) отметки; б) знания.

Обработка результатов:

За каждый ответ в соответствии в ключом начисляется 1 балл.

Ключ к опроснику:

О мотивации на приобретение знаний свидетельствуют ответы "а" на вопросы 1-6, 8-11 и ответы "б" на вопросы 7 и 12.

Выводы6

Сумма баллов (от 0 до 12) свидетельствует о степени выраженности мотивации на приобретение знаний.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.