Механизмы профилизации обучения
на третьей ступени общего среднего образования
В Республике Беларусь профильное обучение в рамках 11-летней школы предполагает выделение направлений профессионального самоопределения учащихся, а внутри них – профилей обучения (и соответствующих профильных предметов) [4]:
1) естественнонаучное направление:
- физико-математический (математика, физика),
- информатико-математический (информатика, математика),
- естественно-географический (география, математика),
- химический, физико-химический (химия, математика, физика),
- биолого-химический (биология, химия);
2) социокультурное направление:
- юридический (курс «Человек.Общество.Государство», математика),
- экономический (математика, иностранный язык),
- педагогический (математика, история Беларуси, биология),
- физкультурно-спортивный (физическая культура, биология),
- оборонно-технический (физика, математика, история Беларуси, физическая культура, допризывная и медицинская подготовка);
3) гуманитарное направление:
- филологический (русский язык, русская литература, белорусский язык, белорусская литература, история Беларуси, иностранный язык);
- историко-обществоведческий (История Беларуси, всемирная история, курс «Человек. Общество. Государство»);
- правоведческий (иностанный язык, курс «Человек. Общество. Государство»);
- художественно-эстетический (музыка, изобразительное искусство, отечественная и мировая художественная культура, история Беларуси);
4) профессионально-технологическое направление:
- освоение учащимися в рамках технологического профиля квалификаций рабочих (служащих),
- организация профильного обучения для учащихся, которые ориентированны на продолжение обучения в средних специальных и высших учебных заведениях, с возможностями освоения в рамках того или иного профиля соответствующей квалификации рабочего (служащего).
В целом профильные классы могут быть:
– предметно-ориентированными (углубленное изучение блока предметов без ориентации на конкретную профессиональную сферу);
– профессионально-ориентированными (изучение курсов с ориентацией на конкретную профессиональную сферу, возможностью подробнее ознакомиться с предполагаемой профессией и даже получить начальные профессиональные знания и навыки и попробовать себя в профессии) [2, с. 13].
Ресурс времени на профильное обучение в старших классах возникает в результате «исключения из программ всех учебных предметов избыточной информации, которая может быть найдена в справочных изданиях, и отбора фундаментальной части содержания школьных программ, а также знаний, имеющих мировоззренческое или практическое значение для жизнедеятельности, последующего образования и самообразования любого человека» [3, с. 20].
Литература:
1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusedu.info/Article95.html. – Дата доступа: 16.05. 2014.
2. Предпрофильная подготовка и профильное обучение как факторы обеспечения качественного доступного образования (методические материалы) / Под научной ред. Н.Н. Сабельниковой-Бегашвили. − Ставрополь: ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 2012. – 176 с.
3. Писарева, С. А. Профильное обучение как фактор обеспечения доступности образования: российское видение: Рекомендации по результатам научных исследований / Под ред. акад. Г. А. Бордовского / С.А. Писарева. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. — 84 с.
4. Концепция профильного обучения в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (11 – 12 классы) (утверждена приказом Министерства образования Республики Беларусь 24.09.2004 N 893) / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.levonevsky.org/bazaby11/republic32/text331.htm. – Дата доступа: 04.06.2014.